Такие головные уборы предпочитали носить бояре, купцы и дьяки. Зимой мурмолка подбивалась мехом, который отворачивался наружу широкой полосой, чтобы она не стягивала голову, в центре спереди делался разрез, а отвороты пристёгивались к тулье в двух местах пуговицами и богато украшались.
♂ Бриль — мужской головной убор, соломенная шляпа с низкой плоской тульёй и прямыми широкими полями (Курская губ., 19 в.) ♂ Бурк — мужской головной убор из меха лисицы, круглый, с небольшим околышем, плотно облегавший голову, без ушей (Тобольская губ., с 18 века).
Также каскеткой называют женский головной убор, закрывающий уши, но открывающий затылок (в виде объемного ободка, закрывающего уши). Кепи — вид фуражки с небольшим прямым горизонтальным козырьком. Кепка — вид фуражки с твердым донышком и длинным, широким, прямым козырьком. Клобук – головной убор монаха.
Незамужние юные девушки в старину носили, как правило, головные уборы, не скрывающие волос. Длинная коса в те времена считалась предметом гордости. Девицы украшали себя всевозможными лентами, повязками и венцами. Распространенным головным убором была повязка из шелковой ленты или бересты, а в знатных семьях – из парчи.
В XIX веке у русских получили распространение картуз и фуражка с козырьком. Их носили в городах рабочие и мещане. Картузы бытовали самодельные из войлока, покупные – из драпа, с лаковым козырьком. К праздничному, особенно свадебному, убору прикрепляли на околыш цветок.
Это были меховые, валяные или плетёные шапки, напоминавшие колпак, поля которого отворачивались и занимали почти всю тулью. Мужчины побогаче носили добротные шапки, например поярковые, сделанные из мягкой шерсти молодой овцы первой стрижки. В праздники молодёжь украшала свои головные уборы лентами.
На Руси девушки носили довольно простые по форме повязки и венки (венцы), оставляя открытыми темя и косу. В день свадьбы девичью косу расплетали и укладывали вокруг головы, то есть «окручивали». Из этого обряда и родилось выражение «окрутить девку», то есть женить ее на себе.
С древних времен на Руси девушки носили волосы заплетенными в косы, а замужние женщины должны были тщательно скрывать их под головным убором. Причина прикрывания волос замужней женщины заключалась в том, чтобы обезопасить и предохранить род мужа от их вредной магической силы.
Их носили круглый год, и в будни и в праздники. Шился грешневик из поярка ... Но можно однозначно сказаться, что тюфья, колпак, малахай и мурмолка до сегодняшнего ...
В этом же веке стали носить так назывемые мурмолки - шапки с плоской, расширенной книзу (как усечённый конус) тульей. На мурмолке были меховые отвороты ...
7 нояб. 2021 г. — Такую шапку называли мурмолкой. Ее можно увидеть, например, на персонаже из советской комедии «Иван Васильевич меняет профессию» Жорже ...
Шапка мурмолка стала обязательной деталью для всех, кто хотел выразить свою приверженность старым традициям, но уже во второй половине XIX века мурмолка ...
Этот головной убор носили представители верхнего и среднего сословия, перенявшие от татар привычку коротко стричь волосы: «в кружок», «в скобку» или просто ...
Мурмолку носили только представители знати — бояре, дьяки и купцы. Фото 4. В зимний сезон мурмолку отделывали натуральным мехом, широкой полосой выворачивая ...
10 апр. 2020 г. — Константин Аксаков с мурмолкой. 1850-е 10 апреля — день рождения Константина Сергеевича Аксакова (1817—1860), мыслителя, славянофила.
А что же носил простой люд? Всё те же колпаки, мурмолки и шапки-валенки, которые получают особое распространение. Это демисезонно-летние шапки различной ...